Министерство финансов предлагает поддержать
законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на
опасном объекте" /ОПО/ с учетом ряда замечаний. Об этом говорится в
проекте официального отзыва правительства РФ на законопроект, который
подготовлен министерством.
"Правительство РФ поддерживает необходимость совершенствования
механизмов обеспечения ответственности владельцев опасных объектов, в
том числе путем страхования. Однако законопроект содержит ряд положений,
которые нуждаются в уточнении", - говорится в проекте отзыва
правительства.
С учетом необходимости проведения страховым сообществом
подготовительных работ, необходимых для реализации законопроекта, а
также разработки и принятия нормативно-правовых актов правительства РФ,
срок вступления в силу законопроекта следует перенести на 1 июля 2011 г,
отмечается в документе.
При этом в проекте отзыва правительства на законопроект "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием
федерального закона "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в
результате аварии на опасном объекте" Минфин предлагает развести сроки
вступления законопроекта для опасных объектов, находящихся в
собственности государства и у частных владельцев.
По мнению Минфина, срок вступления в силу положений для опасных
объектов, являющихся государственным или муниципальным имуществом,
финансирование эксплуатации которых полностью или частично
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, следует
перенести на 1 января 2013 г.
Минфин аргументирует разведение сроков тем фактом, что законом "О
федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
бюджетные ассигнования на осуществление обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение
вреда в результате аварии на опасном объекте не предусмотрены. Ожидаемая
оценка исполнения федерального бюджета на вышеуказанный период
бюджетного планирования, основанная на уточненном прогнозе
социально-экономического развития РФ, не дает оснований полагать о
возможности изыскать дополнительные источники доходов федерального
бюджета, достаточные для финансового обеспечения предлагаемых к принятию
новых расходных обязательств.
По сравнению с редакцией законопроекта об ОПО, принятой Госдумой в
первом чтении 16 декабря 2005 г, в законопроекте увеличены в 6,67 раза
до 2 млн руб суммы страховых выплат в случае причинения вреда жизни или
здоровью физических лиц, уточнены предельные размеры страховых сумм в
зависимости от максимально возможного количества потерпевших. В число
лиц, имеющих право на получение страховых выплат, включены работники
страхователя, что значительно расширяет круг лиц, имеющих право на
страховые выплаты, влияет на увеличение страхового тарифа, и,
соответственно, расходы страхователей.
К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять
обязательное страхование, относятся жилые дома, административные
учреждения и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности
граждан, оснащенные лифтами и эскалаторами.
На основании статьи 154 Жилищного кодекса плата за содержание и
ремонт жилого помещения для нанимателя и собственника жилого помещения
включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,
соответственно затраты на обязательное страхование также включаются в
состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом в
представленных материалах не проанализировано влияние принятия
законопроекта на размер указанной платы и, соответственно, расходы
нанимателей и собственников жилых помещений.
К административным учреждениям и иным объектам, связанным с
обеспечением жизнедеятельности граждан, относятся большинство объектов
недвижимости, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и
муниципальных образований и закрепленных на праве оперативного
управления за государственными и муниципальными учреждениями
/медицинские учреждения, образовательные учреждения и т.д./,
финансирование которых осуществляется из соответствующих бюджетов.
Таким образом, законопроект носит затратный характер, однако
соответствующие расчеты и обоснования в представленных материалах
отсутствуют, в связи с чем не представляется возможным оценить
последствия принятия законопроекта для бюджета и внебюджетных фондов.
Требуют уточнения положения, предусматривающие возможность
заключения договора обязательного страхования опасных объектов,
эксплуатируемых одним владельцем и расположенных на одной территории с
учетом критериев, предусмотренных статьей 5 законопроекта. Также
необходимо определить порядок расчета размера страховой суммы в таком
договоре страхования.
Необходимо уточнить положение законопроекта, в соответствии с
которым страховым случаем является наступление гражданской
ответственности страхователя по обязательствам, возникшим вследствие
причинения вреда потерпевшим. Учитывая, что по закону "Об организации
страхового дела в РФ" страховым случаем является наступление
предусмотренного в договоре или законе, конкретного события, следствием
которого является наступление гражданской ответственности страхователя.
Определения основных понятий, изложенные в законопроекте, требуют
уточнения с учетом положений действующего законодательства РФ, в том
числе внесенных в него изменений, например, в Градостроительный кодекс
РФ.
Кроме того, норму законопроекта, устанавливающую запрет на ввод в
эксплуатацию опасного объекта в случае неисполнения владельцем опасного
объекта обязанности по страхованию, необходимо привести в соответствие
со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ и частью 4 статьи 8
Федерального закона "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов".
Согласно законопроекту при заключении договора обязательного
страхования и в течение срока его действия страховщиком может
проводиться экспертиза опасного объекта в целях оценки вреда, который
может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально
возможного количества потерпевших и /или/ уровня безопасности опасного
объекта, в том числе с привлечением специализированных организаций и
/или/ специалистов. Вместе с тем механизм реализации указанного
положения законопроекта в части, касающейся порядка проведения
экспертизы опасного объекта, не определен.
Законопроектом предусмотрено осуществление профессиональным
объединением страховщиков компенсационных выплат в счет возмещения
вреда, причиненного потерпевшим. При этом в законопроекте не установлен
правовой статус указанных выплат. Кроме того, не ясно кто формирует
резерв компенсационных выплат: в целом профессиональное объединение
страховщиков или каждый страховщик самостоятельно, отмечает Минфин.
[an error occurred while processing the directive]
|