Тел./факс (383) 3541464
Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация промышленной безопасности Сибири»

Архив новостей

16.07.10 Минфин предлагает правительству поддержать законопроект об ОПО и перенести дату его вступления на 1 июля 2011 г

Министерство финансов предлагает поддержать законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" /ОПО/ с учетом ряда замечаний. Об этом говорится в проекте официального отзыва правительства РФ на законопроект, который подготовлен министерством.

"Правительство РФ поддерживает необходимость совершенствования механизмов обеспечения ответственности владельцев опасных объектов, в том числе путем страхования. Однако законопроект содержит ряд положений, которые нуждаются в уточнении", - говорится в проекте отзыва правительства.

С учетом необходимости проведения страховым сообществом подготовительных работ, необходимых для реализации законопроекта, а также разработки и принятия нормативно-правовых актов правительства РФ, срок вступления в силу законопроекта следует перенести на 1 июля 2011 г, отмечается в документе.

При этом в проекте отзыва правительства на законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" Минфин предлагает развести сроки вступления законопроекта для опасных объектов, находящихся в собственности государства и у частных владельцев.

По мнению Минфина, срок вступления в силу положений для опасных объектов, являющихся государственным или муниципальным имуществом, финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, следует перенести на 1 января 2013 г.

Минфин аргументирует разведение сроков тем фактом, что законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" бюджетные ассигнования на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не предусмотрены. Ожидаемая оценка исполнения федерального бюджета на вышеуказанный период бюджетного планирования, основанная на уточненном прогнозе социально-экономического развития РФ, не дает оснований полагать о возможности изыскать дополнительные источники доходов федерального бюджета, достаточные для финансового обеспечения предлагаемых к принятию новых расходных обязательств.

По сравнению с редакцией законопроекта об ОПО, принятой Госдумой в первом чтении 16 декабря 2005 г, в законопроекте увеличены в 6,67 раза до 2 млн руб суммы страховых выплат в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, уточнены предельные размеры страховых сумм в зависимости от максимально возможного количества потерпевших. В число лиц, имеющих право на получение страховых выплат, включены работники страхователя, что значительно расширяет круг лиц, имеющих право на страховые выплаты, влияет на увеличение страхового тарифа, и, соответственно, расходы страхователей.

К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся жилые дома, административные учреждения и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, оснащенные лифтами и эскалаторами.

На основании статьи 154 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателя и собственника жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, соответственно затраты на обязательное страхование также включаются в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом в представленных материалах не проанализировано влияние принятия законопроекта на размер указанной платы и, соответственно, расходы нанимателей и собственников жилых помещений.

К административным учреждениям и иным объектам, связанным с обеспечением жизнедеятельности граждан, относятся большинство объектов недвижимости, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и закрепленных на праве оперативного управления за государственными и муниципальными учреждениями /медицинские учреждения, образовательные учреждения и т.д./, финансирование которых осуществляется из соответствующих бюджетов.

Таким образом, законопроект носит затратный характер, однако соответствующие расчеты и обоснования в представленных материалах отсутствуют, в связи с чем не представляется возможным оценить последствия принятия законопроекта для бюджета и внебюджетных фондов.

Требуют уточнения положения, предусматривающие возможность заключения договора обязательного страхования опасных объектов, эксплуатируемых одним владельцем и расположенных на одной территории с учетом критериев, предусмотренных статьей 5 законопроекта. Также необходимо определить порядок расчета размера страховой суммы в таком договоре страхования.

Необходимо уточнить положение законопроекта, в соответствии с которым страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда потерпевшим. Учитывая, что по закону "Об организации страхового дела в РФ" страховым случаем является наступление предусмотренного в договоре или законе, конкретного события, следствием которого является наступление гражданской ответственности страхователя.

Определения основных понятий, изложенные в законопроекте, требуют уточнения с учетом положений действующего законодательства РФ, в том числе внесенных в него изменений, например, в Градостроительный кодекс РФ.

Кроме того, норму законопроекта, устанавливающую запрет на ввод в эксплуатацию опасного объекта в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, необходимо привести в соответствие со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ и частью 4 статьи 8 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Согласно законопроекту при заключении договора обязательного страхования и в течение срока его действия страховщиком может проводиться экспертиза опасного объекта в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и /или/ уровня безопасности опасного объекта, в том числе с привлечением специализированных организаций и /или/ специалистов. Вместе с тем механизм реализации указанного положения законопроекта в части, касающейся порядка проведения экспертизы опасного объекта, не определен.

Законопроектом предусмотрено осуществление профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшим. При этом в законопроекте не установлен правовой статус указанных выплат. Кроме того, не ясно кто формирует резерв компенсационных выплат: в целом профессиональное объединение страховщиков или каждый страховщик самостоятельно, отмечает Минфин.

[an error occurred while processing the directive]
Источник: Прайм-Тасс


Партнеры
© 2010 Некоммерческое партнерство «Содействие развитию организаций промышленной безопасности Сибири»
Хостинг и интеграция — ИА «Альянза»
Работает на: Amiro CMS